Эндодонтическое лечение

Ваш стоматолог сказал, что вам нужно эндодонтическое лечение или лечение корневых каналов? Если это так, то вы не одиноки. В современной стоматологии это одна из самых распространённых процедур. Миллионы зубов сохраняются каждый год с помощью эндодонтического лечения — лечения корневого канала. Успешность эндодонтического лечения напрямую связана с использованием микроскопа. Многократное увеличение позволяет разглядеть каждый канал и его ответвления, увидеть трещины в стенках или корне зуба. Лечение зубов под микроскопом в Москве позволяет точно определить количество и параметры каналов, а также полноценно их запломбировать.

Эта страница подробно объясняет процедуру лечения корневого канала и то, как она может облегчить вашу зубную боль и спасти вашу улыбку.

«Эндо» — происходит от греческого слова «внутри», а «одонт» — от греческого слова «зуб». Эндодонтически лечат внутреннюю часть зуба. Лечение корневых каналов является одним из видов эндодонтического лечения.
Чтобы лучше понять эндодонтическое лечение, надо понимать основы анатомии зуба. Внутри зуба, под белой эмалью и твердым слоем, называемым дентином, находится мягкая ткань, называемая пульпой. Эта мягкая ткань содержит кровеносные сосуды, нервные окончания и соединительную ткань, и является основой для роста окружающих твердых тканей зуба на этапе его развития.

Пульпа простирается от коронковой части зуба до кончика корней, где она соединяется с костной тканью, окружающей корень. Мягкая ткань (пульпа) важна во время роста и развития зуба. Однако, как только зуб полностью сформировался, он может продолжать функционировать без пульпы, так как зуб может получать питание от окружающих его тканей.

Зачем нужна эндодонтическая процедура?

Эндодонтическое лечение необходимо, когда пульпа — мягкие ткани внутри корневого канала, воспалены или инфицированы. Воспаление или инфекция могут иметь множество причин: глубокий кариес, трещина или скол в зубе. Кроме того, травма зуба может вызвать повреждение пульпы, даже если у зуба нет видимых сколов или трещин. Если воспаление пульпы или инфекция остаются необработанными, это вызовет зубную боль и может привести к более серьезным последствиям, например, абсцессу.

Каковы признаки необходимости эндодонтического лечения?

К симптомам относятся боли, длительная чувствительность к теплу или холоду, чувствительность при прикосновении и пережевывании пищи, обесцвечивание зуба, отечность, болезненность в лимфатических узлах, а также близлежащих тканях кости и десен. В редких случаях симптомы могут отсутствовать и диагностика болезни эндодонта возможна только при рентгенографическом обследовании.

Как эндодонтическое лечение спасет зуб?

Эндодонтист удаляет воспаленную или инфицированную пульпу, тщательно очищает и формирует внутреннюю часть корневого канала, затем заполняет и уплотняет пространство. После этого стоматолог установит искусственную коронку или, если возможно, проведет установку постоянной пломбы и реставрацию зуба, чтобы защитить его и восстановить до полной работоспособности. После восстановления зуб продолжает функционировать как любой другой зуб.

Буду ли я чувствовать боль во время или после процедуры?

Большинство эндодонтических процедур проводятся для облегчения боли, вызванной воспалением пульпы или инфекцией. С современными методами лечения и анестетиками, абсолютное большинство пациентов не чувствуют боли, чувствуют себя комфортно во время процедуры.

В первые несколько дней после лечения ваш зуб может быть чувствительным, особенно, если перед процедурой была боль или инфекция. Этот дискомфорт может быть исключен с помощью различных лекарственных препаратов. Внимательно следуйте инструкциям вашего врача. Если у вас сильная боль или боль, которая длится более нескольких дней, обязательно обратитесь к врачу для дополнительного обследования.

Пошаговая эндодонтическая процедура.

Эндодонтическое лечение может часто выполняться при одном или двух посещениях и включает в себя следующие шаги:

1. Эндодонтист проводит осмотр и делает рентгеновский снимок зуба, затем вводится местный анестетик.
    После того, как анестезия привела к потере чувствительности, стоматолог помещает небольшой защитный лист – коффердам (зубная плотина) над зоной, чтобы изолировать зуб и держать его в чистоте и без слюны во время процедуры.
  2. Эндодонтист с помощью бора открывает доступ к корневым каналам — делает отверстие в коронковой части зуба. Отверстие делается, как правило, в месте, поражённом кариесом. После открытия доступа к корневым каналам Эндодонтист проводит чистку каналов с помощью специальных инструментов – римеров, напоминающих по внешнему виду иглы с шероховатой поверхностью. Чистка каналов проводиться в несколько этапов с применением римеров различного диаметра и до полного освобождения каналов от мягких тканей. Для наиболее эффективной очистки каналов необходимо определить их длину. Если канал будет очищен не полностью по всей его длине это может привести к повторному воспалению остатков пульпы. Применяются различные методики контроля за качеством чистки корневых каналов – от рентгеновского снимка до современных устройств, например, таких, как апекс локатор, электрические сигналы которого позволяют точно определить глубину канала. Самой современной методикой проведение эндодонтии на данный момент является лечение каналов под дентальным микроскопом.
  3. После того как механическая чистка каналов проведена, в канале все еще присутствуют микрочастицы и бактерии. Для полной дезинфекции канала перед пломбированием проводится так называемая химическая чистка специальным раствором, который убивает бактерии, микроорганизмы и растворяет остатки пульпы.
  4. После того как пространство очищено и сформировано, Эндодонтист заполняет корневые каналы биосовместимым материалом, называемым гуттаперчей, который напоминает резину по своим свойствам. Гуттаперча помещается в корневой канал с цементным клеем для достижения полной герметизации. Как правило, после пломбировки каналов гуттаперчей, стоматолог устанавливает временную пломбу, для закрытия отверстия в дентине и защиты корневых каналов. Временная пломба будет удалена вашим стоматологом до восстановления зуба.
  5. После проведения эндодонтического лечения вы должны вернуться к своему стоматологу для завершения реставрации зуба. Это может быть искусственная коронка, керамическая вкладка или постоянная пломба, если структура и степень разрушения зуба позволяет это сделать.

Нужен ли какой-либо специальный уход или лечение зуба после эндодонтического лечения?

Вы не должны жевать или кусать обработанный зуб до тех пор, пока вы не восстановите его до полного рабочего состояния. Невосстановленный зуб может оказаться хрупким, поэтому вы должны как можно скорее увидеть своего стоматолога для полной реставрации зуба.

В подавляющем большинстве случаев зубы, прошедшие эндодонтические процедуры, прослужат Вам так же долго, как и ваши натуральные зубы.

Всегда-ли поможет эндодонтическое лечение?

Большинство зубов можно спасти с помощью лечения корневых каналов в экстренной стоматологии. Однако, иногда зуб не может быть спасен, потому что корневые каналы недоступны, корень сильно разрушен или зуб не может быть восстановлен. Тем не менее, достижения в области эндодонтии позволяют спасти зубы, которые даже несколько лет назад были бы потеряны. Когда эндодонтическое лечение неэффективно, эндодонтическая хирургия может спасти зуб.