Зачем нужно делать компьютерную томографию (КТ)?

Зачем нужно делать компьютерную томограмму перед лечением?

Многие пациенты, изучая возможности современной стоматологии (черпая информацию самостоятельно из источников интернета или посещая консультации стоматологов), в большинстве имеют представление о том, зачем до начала любого лечения нужна предварительная процедура исследования – компьютерная томограмма. Но всё еще не редки случаи, когда этот вопрос вызывает недоумение, несогласие и отрицание у некоторых пациентов.

Постараемся вместе разобраться в вопросе: зачем же нужно сделать кт зубов? Некоторые из пациентов полагают, что это делают специально, чтобы «выманить» побольше денег.

Компьютерная томография (КТ) необходима практически при любом стоматологическом лечении, исключая профессиональную гигиену полости рта и лечение зубов у детей. Даже поверхностный кариес может скрывать под собой большую поражённую полость в зубе, которую невозможно увидеть ни визуально, ни на прицельном снимке, ни на ортопантомограмме (ОПТГ).

Лечение кариеса

Часты случаи, когда у пациента есть вторичный кариес под пломбой, но на прицельном или панорамном снимке не всегда отображается весь объем пораженных тканей зуба. Только на КТ возможно это увидеть. И уже после этой визуализации предположить, можно ли будет удалить пораженные участки не задевая нерва, или же воспалительный процесс находится уже в пограничном состоянии между глубоким кариесом и пульпитом.

Лечение каналов

Есть такое определение в диагностировании заболевания корневых каналов зубов, как периодонтит (гранулема, кистогранулема, киста) – это когда воспалительный процесс выходит за верхушку корня зуба и воспаление уже переходит в костную ткань.

Какую степень диагностики для лечения зубных каналов даёт нам в этом случае панорамный или прицельный снимок? Представьте себе, как младенец смотрит на луну: да, она есть, она круглая, но о том, что она имеет форму шара и каковы её истинные размеры, в его сознании этого нет.

Так же и с кистой, на панорамном снимке видно, что она есть, но какого она размера, данный снимок не дает возможности увидеть, потому что он показывает изображение только в одной плоскости. На компьютерной томограмме можно понять, целесообразно лечить такой зуб или размеры воспаления таковы, что шансов на спасение зуба уже не осталось.

Иногда без компьютерной томографии вовсе невозможно увидеть воспалительный процесс, потому что корни зубов расположены так, что на других видах снимков изображение накладывается друг на друга и на одном корне видно пораженные ткани, а воспаление на другом корневом канале, скрыто.

Протезирование

Ни один ортопед, дорожащий своей репутацией специалиста, не начнёт составление плана лечения, не говоря уже о самом лечении без снимка КТ. Ему, как основному дирижёру всего процесса, необходимо понимать, в каком состоянии находятся зубы, костная ткань, ткани пародонта, прежде, чем начинать говорить о протезировании. Потому что ортопед является завершающим звеном в процессе лечения зубов и несёт ответственность за то, на какой «фундамент» он устанавливает те или иные протезы.

Бывает так, что пациент приходит и говорит, что «в другой клинике посмотрели ОПТГ и сказали, что имплантацию можно делать без проблем». Наши специалисты протезирования зубов в Москве стоматологи-ортопеды, и хирурги-имплантологи не работают «на ощупь». Прежде, чем начать составлять план лечения, им необходимо увидеть состояние полости рта на компьютерной томограмме, чтобы максимально оценить и ликвидировать все «айсберги», которые уже не выплывут неожиданно в процессе имплантации или протезирования, а будут устранены до возникновения проблем в процессе лечения.

Имплантация

Переходим к этапу имплантации. На ОПТГ мы видим, что по своей высоте размеры кости приемлемы, но, если развернуть изображение на КТ, становится понятным, что костный гребень настолько узкий, что имплантат просто физически некуда установить. Представьте себе брус доски. Для того, чтобы вкрутить шуруп нужного размера, она должна быть не только нужной высоты, но и ширины, шуруп нужного диаметра невозможно вкрутить в фанеру.

Компьютерная томография в нашей клинике, наряду с прочими преимуществами, даёт ещё возможность провести виртуальную имплантацию, то есть врач хирург-имплантолог при помощи специальной программы на Ваших глазах может продемонстрировать наглядно, есть ли возможность установить имплантат нужного размера в тот объем костной ткани, который у Вас есть. Если нет, то встаёт вопрос о предварительной подготовке к имплантации: синус-лифтинг или костная пластика.

Пародонтология

В пародонтологическом лечении есть много нюансов, когда доктор при помощи новейшего оборудования и различных инструментов может определить диагноз и стадию заболевания. Но, часто пародонтологу для понимания источника проблемы также необходима компьютерная томограмма.

«Срок годности» КТ

Иногда бывает так, что пациент приходит со снимком КТ 6-тимесячной или годовалой давности и отказывается делать новый снимок. Или приходит с панорамным снимком (ОПТГ) и настаивает на том, что «по этому снимку тоже можно лечить». Нам не остаётся ничего другого, как отказать в лечении такому пациенту, чем начинать лечение с возможностью нанести вред здоровью. «Срок годности» КТ составляет максимум 3 месяца. Даже за полгода могут произойти как незначительные, так и серьезные изменения в костной ткани, корневых каналах, образования пародонтальных карманов и т.д.

Зачем нужно делать компьютерную томограмму перед лечением?

Мы стремимся к совершенству в нашей работе. В нашей клинике есть самое современное оборудование конусно-лучевой компьютерной томографии Planmeca ProMax 3D.

Это создает для Вас ряд преимуществ:

• Не нужно дополнительно куда-то идти или ехать для данного вида диагностики, без которого ни один уважающий себя врач не будет начинать лечение.
  • При комплексном лечении наши специалисты всегда могут видеть Ваш снимок и знают «на зубок» Вашу клиническую картину заболеваний. И если им нужно обсудить какие-то смежные детали по Вашему лечению, они могут сделать это без Вашего присутствия, а с Вами обсудить в порядке плановой записи.
  • Вам на месте всегда могут наглядно показать и рассказать, что происходит в полости рта и что нужно делать, чтобы это предотвратить.
  • На любом этапе лечения при необходимости можно сделать снимок КТ и оценить результаты лечения: будь то глубокий кариес, лечение канала с кистой, пародонтологическое лечение, костная пластика, открытый синус-лифтинг, имплантация, протезирование, профилактический осмотр.