Удаление нерва зуба: способы, показания и противопоказания

Под слоем эмали и дентина в зубе находится пульповая камера. Там располагается сосудисто-нервный пучок — пульпа. Когда инфекция доходит до пульповой камеры, возникают болевые ощущения. Происходит воспаление пульпы — пульпит. Лечение такого заболевания заключается в удалении пораженного нерва. Удаление нерва нельзя путать с удалением зуба.

Показания к удалению нерва

• Кариес дошел до пульпы.

Изначально кариес появляется на эмали, потом переходит на дентин, затем на пульпу. Воспаление нарастает: возникает острая боль. Чтобы устранить боль, спасти зуб, требуется удалить нерв.

• Травмы различного характера: удар, перелом, скол.

При таком механическом воздействии развивается травматический пульпит. Целостность зуба нарушена, инфекция проникает в пульпу. Возникает воспаление, появляется боль. Лечение подразумевает удаление нерва.

• Ретроградная инфекция.

Когда воспаление возникает на верхушке корня зуба, далее распространяется на нерв.

• Ортопедическое лечение.

Перед постановкой короной в некоторых клинических случаях требуется удалить нервы. Чтобы избежать осложнений, сильно разрушенный зуб предварительно лечат: удаляют нервы.

• Бессимптомный пульпит (хронический).

Острой боли у пациента нет, но нерв инфицирован. Из жалоб пациента могут быть несильные боли в прошлом.

Какие есть методики удаления нерва

1. Ампутация.

Такой метод используется редко: в основном в детской стоматологии. Суть его заключается в том, что сосудисто-нервный пучок удаляется частично. В корнях пульпа остается, а убирается только коронковая ее часть. У взрослых используется в исключительных случаях, когда врач видит, что воспаление затронуло только маленькую часть нерва.

2. Экстирпация.

Осуществляется полное удаление пульпы из зуба. После удаления нерва производится очищение каналов, промывание, пломбирование.

Последовательность лечения

1. Диагностика.

После того, как врач провел осмотр, собрал данные анамнеза, выполняется рентгеновский снимок. Эта диагностика позволяет оценить структуры зуба, спланировать лечение. Чтобы увидеть полную анатомию корневых каналов, выполняется компьютерная томография (КТ) — 3D-диагностика, позволяющая увидеть все структуры зуба.

2. Обезболивание.

Проводится местная инфильтрационная или проводниковая анестезия. Перед уколом десна смазывается анестезирующим гелем, чтобы укол не ощущался.

3. Постановка изоляции.

Работа с корневыми каналами должна производиться в чистых, сухих условиях. Для этого используют коффердам (изоляцию). Он представляет собой пластинку из латекса, которую надевают на зуб. Преимущества изоляции: в корневые каналы не попадает слюна, налет. В рот пациенту также не затекают медикаменты, растворы.

4. Препарирование твердых тканей зуба.

Врач бормашиной убрать разрушенные ткани. Чтобы не происходило перегрева зуба, из наконечника льется вода. Доктор создает прямой доступ к корневым каналам.

5. Удаление нерва.

Производится тонкими стерильными инструментами, похожими на длинные иглы. Врач помещает инструмент в корневой канал, удаляет нерв. Также могут использоваться машинные вращающиеся инструменты. Данный этап полностью безболезненный, так как предварительно проводилась анестезия.

6. Механическая и медикаментозная обработка каналов.

Каналы моют специальными антисептическими растворами, проходят инструментами. Это позволяет полностью убрать больной нерв, снять воспаление.

7. Временная пломба.

Работа с корневыми каналами сложная, поэтому не всегда удается пролечить зуб в одно посещение. В каналы помещают противовоспалительную пасту, ставят временную пломбу, намечается дальнейший этап лечения.

Для постоянного восстановления коронковой части зуба потребуются услуги эстетической стоматологии.

Противопоказания

Врачи центра эстетической стоматологии SDent перед началом лечения собирают все данные о состоянии пациента. В анкете здоровья пациент отмечает особенности своего организма, а врач проводит опрос. Плановое удаление нерва не проводится при:

• повышенном артериальном давлении, гипертоническом кризе;
  • первом, третьем триместре беременности (при условии, что острой боли нет);
  • острых воспалительных заболеваниях слизистых оболочек, кожи лица;
  • острых респираторных и вирусных заболеваниях и др.

Общие рекомендации после лечения

• кушать, пить можно сразу после лечения;
  • пока не отошла анестезия, нельзя принимать грубую пищу;
  • в последующие дни после лечения на стороне больного зуба не пережевывать грубую, жесткую пищу;
  • в отдельных случаях назначаются противовоспалительные препараты, обезболивающие, ротовые ванночки;
  • если временная пломба выпала, немедленно обратиться к врачу;
  • при возникновении болей после постановки временной пломбы, также сразу обратиться к врачу.

После того, как отошла анестезия, пациент может ощущать дискомфорт в области пролеченного зуба. Если появляется боль, пульсация, отек, следует обратиться к стоматологу.

Отдаленные последствия после лечения

Зачастую пациенты сталкиваются с осложнениями после удаления нерва. Это связано со многими факторами: отсутствие диагностики, некачественное лечение, неправильно поставленный диагноз и прочее. Основные последствия:

• плохое пломбирование каналов. Неплотное пломбирование ведет к повторному возникновению бактерий, которые выходят за пределы корня зуба. Образовывается киста, из-за которой зуб часто удаляют;
  • обломки инструмента. Сложная анатомия каналов, некачественные инструменты могут привести к его поломке;
  • выведение материала за верхушку корня. Если пломбировочный материал подобран неверно или его слишком много, он выходит за пределы корня;
  • перфорация зуба возникает из-за агрессивной обработки.

Чтобы избежать подобных осложнений, врачи клиники SDent рекомендуют обращаться к нам за медицинской помощью, так как у нас укомплектованный штат высококвалифицированных докторов, оборудованный рентген-кабинет и передовая аппаратура!