Заболевания височно – нижнечелюстного сустава

Заболевания ВНЧС (височно – нижнечелюстного сустава) характеризуются общим признаком – нарушением функций жевательного аппарата – и являются компетенцией ортопедической стоматологии.

Артроз ВНЧС

Артроз ВНЧС – заболевание, возникающее в результате неравномерной нагрузки на сустав: с одной стороны, компрессия, а с другой – растяжение. Повышенные нагрузки могут возникать из – за нарушения прикуса, окклюзии и артикуляции, а также если было выполнено некорректное протезирование (недостаточное обследование, плохо зафиксированный несъемный протез, неправильного размера мостовидный протез, чрезмерная обточка зуба под коронку).

Симптоматика артроза ВНЧС:

1. Боль в суставе в спокойном состоянии, бездействии;
  2. Щелканье и хруст в суставе;
  3. Скованность в нижней челюсти после ночного сна или после длительной нагрузки (долгий разговор, жевание пищи);
  4. Ограниченное открывание рта;
  5. Смещение челюсти в сторону при открывании рта.

Лечение

При лечении артрозов ВНЧС требуется комплексный подход группы врачей:

• Ортопедическое лечение – исправляет неправильный прикус – выравнивает форму зубов, исправляет соотношение зубных рядов, устанавливает или заменяет прежние протезы;
  • Терапевтическое лечение – частичное пришлифовывание зубов, которые мешают нормальному смыканию челюстей;
  • Физиотерапевтические методы – гальванизация, массаж, электрофорез.

Артрит ВНЧС

Артрит ВНЧС – воспаление височно – нижнечелюстного сустава инфекционной или неинфекционной природы происхождения. Изначально распространяется только на капсулу сустава, после может дойти до участков кости, сопровождаться расплавлением хряща и появлением соединительной ткани в полости сустава.

Выделяют две стадии болезни: острую и хроническую. При острой боли принимают сильный характер, наблюдается видимая деформация лица, отечность. Сустав тугоподвижен постоянно. В хронической стадии болезненные ощущения нарастают при движении, в обездвиженном состоянии умеренны, либо слабо ощутимы. Сустав тугоподвижен по утрам.

Симптоматика заболевания:

1. Острая пульсирующая боль при движении сустава (разговоре, жевании), отдающая в висок, затылок;
  2. Боль при пальпации нижней челюсти;
  3. Покраснение мягких тканей и их отек;
  4. Ощущение распирания в челюсти.

Лечение

1. Обездвиживание больного сустава методом наложения пращевидной повязки на нижнюю челюсть или другими методами;
  2. Диета, исключающая жевание пищи в течение 3 дней;
  3. Использование анальгетиков и холодных компрессов для обезболивания;
  4. Прием антибиотиков, уколы хондропротекторов и кортикостероидов в сустав;
  5. Физиотерапевтические мероприятия – грязелечение, ультрафонофорез.

Анкилоз ВНЧС

Анкилоз ВНЧС – частичная или полная утрата подвижности нижней челюсти, которая спровоцирована фиброзным или костным сращением поверхностей сустава. Опасность данного заболевания состоит в том, что оно может долгие годы протекать без симптомов до полной гибели хряща. Костный анкилоз развивается в детском возрасте, в то время как фиброзный встречается у взрослых.

Симптоматика заболевания:

1. Ограниченность в открывании рта;
  2. Нарушение дыхания (ночные апноэ и храп), речи, пережевывания;
  3. Искажение лица в сторону;
  4. Укороченная и недоразвитая нижняя челюсть;
  5. Повышенное образование налета и зубного камня.

Лечение

Лечение предусматривает две цели: восстановление подвижности сустава и эстетичности лица.

На первых стадиях лечение может ограничиться физиотерапевтическими мероприятиями в виде ультрафонореза, гиалуронодаза, а также инъекциями гидрокортизона внутрь сустава. Иногда прибегают к механическому раздвижению челюстей под наркозом или проводят рассечение сращений хирургическим путем.

Стойкие деформации и сращения на поздних стадиях развития устраняются только хирургическим путем. Следует учесть сложность проведения операции ввиду затрудненности дыхания у пациентов с данным заболеванием. В некоторых случаях требуется сделать трахеотомию.

Анкилоз можно предупредить своевременным лечением болезней лицевых суставов, родовых травм у детей.

Мышечно – суставная дисфункция ВНЧС

Нарушение координации работы мышц нижней челюсти и сустава, а также размещения головки и диска сустава относительно бугорка. Факторами, которые способствуют развитию данного заболевания, могут быть некорректное ортодонтическое лечение, непрофессиональная имплантация, костная пластика зубов, синус – лифтинг, а также эндокринные, суставные и прочие заболевания.

Симптоматика:

1. Болезненные ощущения в челюсти, нарастающие к ночи и при движении (в другой форме болезненные ощущение могут отсутствовать);
  2. Щелчки при движении челюсти;
  3. Временная скованность в движении челюсти;
  4. Напряжение мышц лица, чаще всего одностороннее;
  5. Нарушение сна.

Лечение

Главная задача – создать правильный прикус пациенту и восстановить нормальное смыкание челюстей. Осуществляются эти задачи путем шлифовки выпирающих контактов на поверхности зубов, которые мешают нормальному смыканию челюстей. Запущенные стадии подлежат лечению только хирургическим путем – выполняется рассечение спаек, расправление и установка диска на место.

Вывих ВНЧС

Вывих ВНЧС – это смещение головки сустава за пределы ее нормального расположения, при котором полностью нарушена работа нижней челюсти. Бывают 2 видов:

• травматическими — полученными в результате удара в челюсть, зевания или крика;
  • привычными — которые развиваются в результате растяжения суставной капсулы и связок.

Симптоматика:

1. Нижняя челюсть смещена книзу, рот самостоятельно не закрывается;
  2. Обильное слюноотделение;
  3. Появление впадин в районе козелков уха и выпирающих головок сустава в районе скул;
  4. Сильная боль.

1. Вправление сустава;