Пульпит молочных зубов

Молочные зубы подвержены воспалению пульпы также как коренные зубы. Более половины родителей уверены, что пульпит зубов может развиться только у взрослого человека. Это ошибочное мнение. Передние молочные зубки могут воспалиться, начиная с двухлетнего возраста, а дальние зубы с трёх лет.

К стоматологам довольно часто приводят маленьких детей, у которых в первые годы образуется не только кариес, но и пульпит.

Причины развития пульпита молочного зуба

1. Инфекционное заболевание, протекающее в острой форме. Инфекция может попасть в пульпу по кровеносным сосудам, после чего и развивается пульпит.
  2. Кариес способствует развитию микроорганизмов, которые попадают через кариозную полость зуба в пульпу.
  3. При лечении была повреждена хрупкая поверхность молочного зуба и бактерии проникли в полость зуба.
  4. Пломбировочный материал был подобран неверно. Некоторые материалы довольно агрессивны для временных зубов. Они раздражают пульпу, и происходит воспаление.
  5. Врач во время лечения кариеса использовал сильные антисептики, которые вызывают ожог мягких тканей зуба.
  6. Пульпит может вызвать и плохое охлаждение зуба. При использовании механических инструментов (например, бур), поверхность зуба нагревается и происходит термическое повреждение пульпы.
  7. Механическая травма зуба, при которой открываются мягкие ткани, куда легко проникают бактерии и инфекция.

Симптомы пульпита молочного зуба

Симптомы пульпита у детей такие же, как и у взрослого человека, но при этом имеют свои особенности. Кроме этого, у детей пульпит бывает двух видов: острый и хронический. Зная симптомы можно довольно легко определить форму пульпита.

Острый пульпит

Острый пульпит возникает у детей от 3 до 6 лет. Воспаление пульпы происходит в уже сформировавшемся зубе, который имеет крепкие молочные корни (когда они исчезают, зуб начинает шататься). Пульпит может развиться, как в пораженном кариесом зубе, так и в здоровом, на первый взгляд, зубе. Симптомы острого пульпита:

• Резкая боль возникает неожиданно.
  • Усиление болевых ощущений происходит от холодного и горячего. В том случае, если в пульповой камере есть гной, то боль утихает от холодного, а от горячего значительно усиливается.
  • Острая боль при сжатии челюсти.
  • Боль расходится по всей челюсти и ребенку трудно понять, какой именно зуб болит.
  • Острая боль при попадании пищи на больной зуб, а также при жевании.
  • Воспаление сопровождается незначительным отеком щеки.
  • Небольшое увеличение лимфатических узлов.

Помимо этого, ребенок старается уменьшить боль и ложиться на больную сторону. В некоторых случая возможно повышение температуры.

Хронический пульпит

Хронический пульпит развивается в зубе, который сильно поврежден кариесом или в запломбированном зубе. Хронический пульпит протекает вяло, но при воздействии внешних раздражителей (пища, холодное, горячее и т. д.) возникает боль или просто неприятные ощущения. Обострение может возникнуть и при простуде и понижении иммунитета.

Отметим, что хронический пульпит имеет свои формы и симптоматика различается:

• Фиброзный пульпит сопровождается следующими симптомами: боль приходит во время еды; боль во время полоскания рта или попадания на зуб холодного; ребенок кушает только на одну сторону; на больной части зуба налёта значительно больше. Такая форма пульпита молочного зуба является самой распространённой в практике стоматологов.
  • Определить гангренозный пульпит можно по следующим признакам: больной зуб имеет серый цвет; боль отсутствует из-за отмирания нервных окончаний, но могут возникать неприятные ощущения при употреблении горячего (дискомфорт может приходить спустя некоторое время); присутствует чувство распирания и тяжести в пораженном зубе; сильный и неприятный запах из полости зуба.
  • Довольно редко при сильном разрушении зуба развивается гипертрофический пульпит. При этой форме развивается кровоточивость при приеме пищи и чистке зубов. А внутри разрушенной части зуба можно увидеть разрастающуюся пульпу, которая имеет розовый цвет.
  • При первых признаках появления пульпита необходимо сразу обратиться к специалисту.

Лечение пульпита молочных зубов

Лечение пульпита зубов у детей происходит в несколько этапов. Обычно врач старается использовать такие методы лечения, чтобы сохранить жизнеспособность зуба и его естественное питание.

Первое посещение врача:

1. При необходимости делается рентген больного зуба или всей челюсти.
  2. Стоматолог удаляет пораженные ткани зуба.
  3. Далее идет обработка антисептиком, при необходимости добавляются специальные ферменты, которые применяются не только для удаления инфекции, но и для профилактики возможных осложнений.
  4. В полость очищенного зуба помещается ватный шарик, пропитанный специальными препаратами, которые должны снять воспаление и предотвратить повторное воспаление пульпы.
  5. После этого устанавливается временная пломба.

Второе посещение стоматолога происходит на вторые сутки:

1. Временная пломба убирается вместе с ватным шариком.
  2. Зуб обрабатывается лекарствами и антисептиком.
  3. Дно зуба покрывают специальной пастой с кальцием, которая укрепляет дентин и отделает пульпу от полости зуба.
  4. Снова устанавливается временная пломба.

Третье посещение происходит через 1-2 недели.

Это необходимо, чтобы посмотреть, как чувствует себя пульпа после лечения, и предотвратить повторное развитие пульпита.

1. Стоматолог убирает временную пломбу.
  2. Поверх пасты кальцием накладывается изолирующая прокладка.
  3. Устанавливается постоянная пломба.

В том случае, если пульпа поражена сильно и загрязнена микроорганизмами, то её необходимо удалить хирургическим методом. Если оставить пораженную пульпу, то есть практически 100% вероятность развития повторного пульпита с осложнениями (абсцесс, свищ).

Если ребенок жалуется на боли в зубе, но необходимо сразу обратиться к специалисту. Если даже нет ничего серьёзного, лучше быть уверенным, что зубки здоровы. Нужно регулярно посещать стоматологический кабинет, чтобы избежать проблем с зубами в дальнейшем.

Сводная таблица особенностей пульпита молочного зуба

• Неглубокий кариес
    У взрослых пульпит развивается только при глубоком кариесе. У детей к воспалению пульпы приводит даже незначительное повреждение.
  • Воспалительный процесс идет очень быстро
    Если у взрослых пульпит может быть очаговым, то есть воспаляется часть пульпы, то у детей пульпит распространяется на всю пульпу.
  • Симптомы пульпита зависят от стадии развития зуба
    У совсем маленьких детей боли выражены не сильно. Чем старше ребенок, тем сильнее чувствуется боль.
  • Пульпит довольно быстро переходит в хроническую форму
    Сначала приходит острая боль, которая быстро исчезает. Это связано с тем, что жидкость уходит по каналам и давление на нервные окончания уменьшается. Тем самым уходит боль, а вот микроорганизмы продолжают разрушительно влиять на пульпу.
  • Воспаление переходит на окружающие ткани
    Без должного лечения инфекция через верхушку корневого канала выходит наружу и подается на десну. В этом случае появляется гнойный нарыв.
  • Реакция организма
    Дети более остро реагируют на инфекцию. У них появляется слабость, температура и сонливость.