Атрофия костной ткани

Атрофия костной ткани – это процесс ее естественной утраты, который происходит с возрастом и может быть спровоцирован различными заболеваниями, травмой и другими причинами. В стоматологии под этим подразумевается убыль альвеолярного отростка челюсти, которая проявляется уменьшением высоты, плотности и объема ткани. Самым главным фактором, который запускает этот процесс, является отсутствие жевательной нагрузки на челюсть из-за длительного отсутствия зубов. В той или иной степени атрофия кости диагностируется у 90% пациентов, обращающихся к имплантологу. В некоторых случаях, если отсутствует большое количество зубов, она может быть заметна даже визуально из-за появившейся асимметрии лица и впалых щек.

Причины атрофии костной ткани

Главной причиной, как уже было отмечено, является отсутствие нагрузки на ткани. Они не получают давления и перестают полноценно насыщаться питательными веществами, в результате чего кость постепенно истончается. Среди других провоцирующих факторов выделяют:

• Наследственные и воспалительные заболевания (пародонтоз, гранулемы).
  • Естественные возрастные изменения в организме.
  • Механические травмы челюсти.
  • Индивидуальные особенности строения зубного ряда.

Вследствие атрофии костной ткани и отсутствия зубов нарушается жевательная функция, что может привести к болезням пищеварительной системы. Происходит смещение зубов, ухудшение внешнего вида зубного ряда и нарушение дикции. В запущенных случаях внешне меняются контуры лица, кожа становится дряблой и появляются другие признаки старения.

Как предотвратить атрофию ткани?

В силу естественных причин полностью избежать постепенного истончения костной ткани невозможно, но этот процесс можно существенно замедлить. В первую очередь стоматологи рекомендуют не затягивать с протезированием и восстановлением утраченных зубов, причем если атрофия уже начала проявляться, то не следует устанавливать обычные мостовидные протезы. Дело в том, что при использовании мостов основная нагрузка приходится на соседние здоровые зубы, а десна в месте отсутствующих зубов будет продолжать истончаться и уменьшаться в размерах. Съемные протезы также не обеспечивают костную ткань достаточной нагрузкой, поэтому объем кости будет продолжать убывать, а между коронкой и десной начнет образовываться пространство.

Самым действенным и проверенным способом является имплантация – вживление в кость имплантата, который заменяет собой корень зуба. После установки коронки полностью восстанавливается жевательная функция, и костная ткань начинает подвергаться регулярной нагрузке. Дентальная имплантация позволяет восполнить зубной ряд даже при истончении кости. В этом случае перед процедурой выполняется ее искусственное наращивание. Может быть проведена остеопластика для увеличения ширины кости посредством установки синтетических костных блоков или собственного костного материала пациента. Длина костной ткани на верхней челюсти увеличивается благодаря такой процедуре, как синус-лифтинг.

Экспресс-имплантация

Необходимость в наращивании кости обычно не возникает при экспресс-имплантации, так как после удаления зуба кость еще не успевает атрофироваться и сразу подвергается нагрузке за счет немедленного вживления имплантата. При нехватке кости имплантат может внедряться в более плотные слои или под углом – все зависит от конкретных условий. В целом данный метод является наиболее оптимальным, с точки зрения предотвращения атрофии костной ткани и стимулирования процессов ее естественного восстановления. Имплантат нагружается сразу, а сам процесс заживления происходит намного быстрее, чем при классической имплантации. Все это благотворно влияет на состояние кости и позволяет замедлить процесс ее истончения.