Что такое афтозный стоматит

Содержание:

Афтозный стоматит — воспалительный процесс в полости рта, характеризующийся появлением болезненных округлых язвочек на слизистых щек, неба, десен, языке. Заболеванию подвержено до 40% населения. Чаще болеют дети и молодые люди до 30 лет. Патология может развиваться в разных формах, иметь острое или хроническое течение. Самостоятельно вылечить заболевание невозможно, для этого необходимо воспользоваться услугами стоматолога.

Что такое афтозный стоматит

Афтозный стоматит — одна из форм воспаления слизистой оболочки ротовой полости, проявляющаяся появлением язвенных дефектов (афт), и сопровождающаяся существенным дискомфортом. Поражение может возникать в виде одиночных ранок, либо появляться небольшими скоплениями.

Стоматит вызывает боль, особенно во время еды или разговора. Чтобы понять что такое афты во рту, необходимо знать как они выглядят. У язвочек обычно круглая, иногда овальная форма. Афты имеют небольшое углубление в центре и четко очерченные границы красного цвета. Сами эрозии покрыты серо-желтым некротическим налетом.

Этиология заболевания

Афтозный стоматит полиэтиологическое заболевание, которое может возникать вследствие таких причин:

• неблагоприятная наследственность;
  • вирусные, бактериальные инфекции (ветрянка, опоясывающий герпес, ОРВИ, гепатит, ларингит, гайморит, кариес, др.);
  • язвенная болезнь желудка;
  • авитаминоз;
  • воздействие аллергенов;
  • нарушения гормонального фона (беременность, менструация);
  • травмы слизистых (механический, термический).

Вероятность развития патологии увеличивается, если присутствуют факторы: алкоголизм, курение, стресс, несоблюдение личной гигиены (облизывание грязных рук, отсутствие ухода за ротовой полостью, грызение карандаша). Спровоцировать патологию может смена климата, длительное пребывание на солнце. Афтозный стоматит часто возникает на фоне сниженного иммунитета.

Клиническая картина

Появлению язвочек предшествуют неприятные зудящие ощущения, жжение, появление точечных покраснений, сухость во рту. Через 1 — 2 дня на гиперемированных участках появляются афты от 3 мм до 1 см в диаметре. Афтозное воспаление сопровождается второстепенными признаками:

• боль при прикосновении к язвочке;
  • гипертермия до 38 — 39 ◦С;
  • отвращение к еде (особенно у детей);
  • увеличение подчелюстных лимфоузлов;
  • отек слизистых рта;
  • нарушение вкусовых ощущений;
  • появление неприятного привкуса;
  • запах изо рта;
  • сухой кашель;
  • избыточное слюноотделение (если стоматит локализуется на языке)
  • раздражительность, слабость.

Классификация афтозного стоматита

Афтозный стоматит может протекать по 2 типам:

1. Острый. Симптоматика развивается стремительно, сопровождается высокой температурой, ознобом, увеличением лимфоузлов. Затем появляется стоматит с афтозными высыпаниями, часто множественными. Высыпания обычно полностью проходят в течение 10 — 12 дней.
  2. Хронический. Клиника стертая, сопутствующие симптомы могут отсутствовать (даже при наличии на слизистых афт). Для вялотекущего афтозного стоматита характерным признаком является рецидивирующее течение, когда периоды ремиссии сменяются внезапным обострением. Такая разновидность заболевания характерна для людей со слабыми защитными силами организма, страдающими аллергией, имеющими в анамнезе хронические патологии.

В зависимости от вида воспаления различают разные формы заболевания:

Форма воспаления Описание
Фибринозный Возникает из-за нарушения кровоснабжения слизистой рта. Сопровождается снижением чувствительности в ротовой полости, отечностью слизистой, незначительным субфебрилитетом. Афты обычно многочисленные, мелкие, болезненные. Слюнные железы отечные. Процесс заживления длится до 2 недель. От язвочек могут оставаться рубцы.
Гранулярный Первично в патогенезе гранулярной формы происходит нарушение функциональности слюнных желез вследствие поражения их протоков. Снижение количества слюны во рту приводит к пересыханию слизистых и развитию эрозий. Воспаление продолжается около 3 недель
Некротический Язвенное поражение слизистой вызывает дегенеративные нарушения, что приводит к деструкции эпителия и его некрозу. Отличается от других видов заболевания тем, что афты практически не вызывают боль. Встречается редко (при наличии сопутствующей системной патологии).
Рубцующийся Развивается при наличии склонности к рубцеванию, келоидных патологиях соединительной ткани. Возникает при поражении малых слюнных желез. Формируются глубокие язвы. Процесс заживления очень болезненный, длительный (3 — 3,5 мес.).
Деформирующий Сопровождается глубокими деструктивными нарушениями соединительной ткани. В результате деструкций развиваются деформации неба, губ, небных дужек, уголков рта.

Как лечить афтозный стоматит у взрослых

Диагностику и лечение афтозного стоматита предлагает семейная стоматология на ул. Профсоюзная, 31 в Москве. Терапия заболевания направлена на устранение боли, купирование воспаления, предупреждение хронизации процесса. Терапия заболевания осуществляется медикаментозно. Часто назначают такие препараты:

1. Chlorophyllipt, Inhalyptum. Используют в виде аэрозолей (удобно применять, если стоматит на небе, задней стенке горла). Оказывают местное противовоспалительное и антисептическое действие.
  2. Solcoseryl. Гелеобразный препарат наносят на язвочки несколько раз в день. Повышает репаративные и регенеративные процессы.
  3. Местные анестетики (спрей с Лидокаином). Устраняет болевые ощущения.
  4. Solutio Lugoli (раствор йода в водном растворе иодида калия). Для обработки слизистых рта. Обладает дезинфицирующими и антисептическими свойствами.
  5. Противовирусные средства (Ацикловир, Виферон). При установленной вирусной этиологии заболевания.
  6. Антимикотики (Levorinum, Miconazolum). При грибковой инфекции.
  7. Антигистаминные (Clemastinum, Aerius). Назначают, если афтозный стоматит вызван аллергией.
  8. Кортикостероидные мази (Гидрокортизон, Преднизолон). Для купирования воспаления. Используют только по назначению врача.

Всем пациентам с воспалением слизистых рта необходима корректировка питания. Ускорить выздоровление помогут физиотерапевтические методы лечения: УВЧ, фонофорез, лазеротерапия.

Как лечить афтозный стоматит у детей

Рассмотрим, как лечить афты у детей. Принципы терапии заболевания в педиатрической практике не отличаются от таковых при лечении взрослых пациентов. В детской стоматологии чаще используют такие препараты:

• Мирамистин (спрей) или Хлоргексидин (раствор для полоскания). Антисептики.
  • Пародонтоцид (аэрозоль). Содержит растительные эфирные масла. Уменьшает воспаление, освежает дыхание.
  • Cholisal стоматологический гель. Оказывает местное противовоспалительное и слабое обезболивающее действие.
  • Камистад. Гель содержит Лидокаин. Рекомендуется пациентам старше 12 лет. Обладает обезболивающим эффектом.
  • Оксолиновая мазь. Обладает противовирусной активностью.

При наличии у ребенка аллергии назначают десенсибилизирующую терапию.

Кто лечит афты в ротовой полости

Лекарственные средства назначает врач стоматолог общей практики (либо детский стоматолог) после осмотра, сбора анамнеза и проведенного диагностического обследования. При несвоевременном обращении к врачу афтозный стоматит переходит в хроническую форму, лечение которой более сложное и длительное. Специалисты клиники SDent успешно занимаются лечением афтозных стоматитов. Обратившись к нам вы получите помощь и подробную консультацию по профилактике заболевания.