Остеомиелит

Остеомиелит – это воспаление костной ткани. Заболевание часто носит инфекционный характер и может поражать любую кость человеческого организма, в том числе челюстную.

Остеомиелит челюсти – это опаснейшая патология, которая может протекать в двух формах – острой или хронической. Наиболее часто встречается одонтогенный остеомиелит, реже гематогенный и травматический.

Причины остеомиелита

Одонтогенный остеомиелит имеет инфекционное происхождение, развивается на фоне запущенного заболевания зубов. Таким заболеванием является кариес. Специалисты рассматривают остеомиелит в качестве одного из наиболее распространенных осложнений кариеса. Болезнетворные бактерии проникают в зуб через имеющееся в нем отверстие и провоцируют воспалительный процесс. Часто воспалению костной ткани челюсти сопутствуют: периодонтит, пульпит, флегмона челюсти и киста корня зуба.

Гематогенный остеомиелит также возникает при наличии инфекции в организме человека. Источником такой инфекции в данном случае является не больной зуб, но любой орган. Бактерии из этого органа разносятся с током крови и достигают челюсти, вызывая воспаление. Риск развития остеомиелита в данном случае также повышается, если в ротовой полости больного имеются пораженные глубоким кариесом зубы. Спровоцировать воспаление костной ткани может даже застарелая, хроническая инфекция.

Травматический остеомиелит возникает в результате получения травмы челюсти, перелома челюстной кости и т.п. В этом случае инфекция попадает в костную ткань извне.

Симптомы заболевания одинаковы, независимо от причины его возникновения. Инфекционными агентами, вызвавшими воспалительный процесс, чаще всего становятся стафилококки и стрептококки. Эти бактерии провоцируют и другие серьезные заболевания организма.

Гематогенный остеомиелит считается самой редкой формой заболевания.

Симптомы остеомиелита

Условно можно выделить общие и специфические симптомы остеомиелита челюсти. Заболевание начинается внезапно, быстро прогрессирует. К общим симптомам относят:

• недомогание организма;
  • повышение температуры тела. Данный симптом указывает на воспалительный процесс в организме, соответственно, чем сильнее воспаление – тем выше температура. При остром остеомиелите она может подниматься до 39 °C. На фоне повышения температуры возникают озноб и слабость;
  • потерю аппетита;
  • головную боль;
  • бессонницу.

Местные симптомы характерны в первую очередь для одонтогенного остеомиелита. К ним относятся:

• боль в области пораженного зуба. Данный признак может усиливаться при сочетании кариеса с пульпитом, при этом боль становится невыносимой, не проходит после приема обезболивающего препарата либо проходит на непродолжительное время. Боль в данном случае может быть пульсирующей, тянущей, режущей, усиливается при открывании рта, глотании;
  • увеличение лимфатических узлов на шее, под челюстью;
  • отек десны в месте расположения больного зуба;
  • появление запаха гнили изо рта;
  • подвижность зубов в месте локализации воспалительного процесса.

Остеомиелит нижней челюсти способствует снижению чувствительности и онемению губ. Наиболее опасным считается поражение верхней челюсти, когда заболевание легко может привести к распространению воспалительного процесса на близлежащие органы, в том числе головной мозг, и вызвать гайморит, воспаление глазницы, конъюнктивит и другие опасные патологии.

Лечение остеомиелита

Терапия бывает направлена на устранение симптомов заболевания и предотвращение развития его серьезнейших и опасных для жизни осложнений и последствий. Остеомиелит предполагает общие и местные способы лечения.

При установке диагноза в первую очередь специалист устраняет причину возникновения патологии. Если остеомиелит был спровоцирован кариесом, больной зуб удаляют даже при его незначительном разрушении. Затем место воспаления промывают антисептическим раствором, дренируют гной. Для устранения инфекции из организма назначают антибиотики. При значительном воспалении, сопровождающемся образованием свищей и полостей в челюстной кости, может потребоваться удаление ее пораженного заболеванием участка. Такая процедура называется секвестрэктомией.

В лечении остеомиелита активно применяют физиотерапевтические методы. Например, ультразвуковую терапию. Дополнительно пациенту назначают плазмаферез и ультрафиолетовое облучение крови. Эти процедуры способствуют устранению воспалительного процесса.

Когда здоровью и жизни пациента ничто не угрожает, проводят лечение последствий остеомиелита. Возникшая в процессе развития заболевания подвижность зубов корректируется с помощью шинирования композитными вкладками.

Лечение остеомиелита в домашних условиях недопустимо и может проводиться в качестве дополнительной к основной терапии меры. Оно предполагает регулярное полоскание ротовой полости антисептиком, в том числе природного происхождения – отваром из целебных растений (шалфей, календула, ромашка аптечная). Принимать лекарственные препараты следует только по указанию специалиста.

Хронический остеомиелит

Такая форма заболевания может быть вторичной, то есть возникать на фоне невылеченного до конца острого остеомиелита, либо развиться самостоятельно при поражении кариесом одного или нескольких зубов.

Хронический остеомиелит протекает с неярко выраженными симптомами, может сопровождаться болью в челюсти, течением гноя из разрушенного кариесом зуба. Это заболевание приводит к формированию флегмоны челюсти, провоцирует образование гранулем и кист в области корня зуба, может стать причиной заражения крови.

Острый остеомиелит

Острый остеомиелит достаточно легко диагностировать по наличию характерных признаков, возникающих уже в первые часы с начала воспалительного процесса в костной ткани. Своевременное обращение к специалисту позволит начать лечение как можно раньше и избежать серьезных последствий заболевания.

Обычно патология лечится при помощи антибиотиков. При остром воспалении челюстной кости целесообразно применение препаратов из группы пенициллинов и макролидов.