Причины возникновения диастемы у взрослых

Содержание:

Диастема зубов — это распространенный стоматологический дефект, заключающийся в увеличении межзубного пространства между центральными резцами. Чаще встречается на верхней челюсти. Аномалия нарушает эстетику улыбки, снижает качество дикции. Систематическое посещение стоматолога и ортодонта позволит своевременно обнаружить и устранить проблему. Качественные услуги стоматологии в Москве предоставляет немецкий центр SDent.

Диастема зубов у взрослых

Диастема передних зубов — видимый промежуток между центральными резцами (увеличенное расстояние между другими единицами ряда называются тремы). Ширина щели может быть от 1 до 6 — 10 мм. Встречается как у детей, так и у взрослых. В педиатрии врачи чаще сталкиваются с ложным нарушением, которое исчезает после прорезывания постоянного прикуса. У взрослых — истинная диастема. Она не проходит самостоятельно, требует врачебного вмешательства.

Среди взрослого населения дефект встречается у 20 человек из 100. Почти всегда сочетается с другими стоматологическими заболеваниями. При отсутствии коррекции становится причиной осложнений.

Почему стоит убрать диастему

Наличие аномалии приводит к негативным последствиям. Поэтому стоматологи рекомендуют ее устранять. Последствия диастемы:

• психологический дискомфорт;
  • неправильное произношение звуков;
  • формирование кариеса, пульпита, пародонтита;
  • развитие сопутствующих патологий прикуса;
  • травмирование слизистых десен;
  • трудности при пережевывании пищи;
  • атрофия кости челюсти.

Причины возникновения диастемы

Срединная расщелина — это побочный эффект, возникающий при наличии у пациента одного или нескольких неблагоприятных факторов:

• генетическая предрасположенность;
  • микродентия (аномально мелкие сегменты);
  • неверное крепление или увеличенный размер уздечки губы;
  • присутствие сверхкомплектных единиц в ряду;
  • чрезмерно развитая костная перегородка, расположенная между центральными резцами;
  • вредные повадки, которые присутствовали во время формирования постоянного прикуса (сосание пальцев, грызение ногтей, ручки, т. д.), пагубные привычки зрелого возраста (курение, разгрызание орехов, семечек зубами, т. д.);
  • отсутствие одной или нескольких единиц, др.

Виды диастемы и диагностика

Различают ложную и истинную диастемы. Первая наблюдается во время смены молочных зубов на постоянные. Это элемент нормы, т. к. связан с физиологическим увеличением размеров челюсти у ребенка. Патология не нуждается в коррекции, проходит самостоятельно. Второй тип возникает вследствие воздействия патологических агентов (внутренних, внешних), требует вмешательства врача.

Кроме того, различают виды диастем:

• симметричная (зубы смещены на одинаковое расстояние от центра);
  • несимметричная (один из резцов существенно сдвинут от срединной линии, а другой расположен нормально, либо смещен незначительно).

Отклонение зубных коронок может происходить в разных направлениях:

• Латеральное: смещение коронковой части вбок при нормальной локализации апекса корня.
  • Медиальное: корневые верхушки расходятся от центральной оси вбок, а коронки остаются в центре.
  • Корпусное: дислокация коронковой и корневой части сегментов в стороны.

Диагноз выставляется после проведения визуального осмотра, сбора анамнеза, проведения дополнительных инструментальных методов (ортопантомографии, прицельной рентгенографии, КТ). Определить тип диастемы и создать ортодонтические конструкции для коррекции патологии помогает снятие слепков и изготовление гипсовой модели челюсти.

Для лечения диастемы у взрослых используют методы:

• Реставрация композитом или винирами.
  • Протезирование коронками.
  • Ортодонтическое лечение брекет-системами, ретейнерами, капами.
  • Оперативное вмешательство (хирургическое лечение зубов заключается в пластике уздечек, удалении дистопированных сверхкомплектных единиц).

Профилактика диастемы

Если в патогенезе развития дефекта не присутствует наследственность, предотвратить (затормозить) его формирование поможет соблюдение правил, рекомендованных стоматологами:

• каждые полгода посещать стоматологическую клинику для профессионального осмотра, лечения, проведения гигиенической чистки зубов;
  • отказаться от вредных привычек, пагубно влияющих на состояние зубочелюстной системы (курение, постоянное лузганье семечек подсолнуха, разгрызание карандаша, др.);
  • исключить сладости из рациона;
  • тщательно очищать межзубные промежутки, слизистые ротовой полости после каждой еды;
  • при утрате зубного сегмента своевременно проводить протезирование.

Совет врача

Если у вас обнаружена диастема зубов, лечение не только скорректирует физический, речевой недостаток, но и предотвратит развитие других осложнений. Патология затрудняет проведение гигиены ротовой полости, служит причиной накопления бактериального налета, минеральных отложений. Как следствие, развивается кариес, воспаляются десна, расшатываются, выпадают зубы. Своевременное обращение к стоматологу позволит избежать неблагоприятных последствий и создаст условия для благополучного исхода заболевания.

Ответы на вопросы

Опасна ли расщелина между резцами?

В зоне дефекта снижается жевательная нагрузка на челюсть, что приводит к деградации костной ткани, уменьшению ее объема. Центральные резцы утрачивают нормальную фиксацию, что может стать причиной их выпадения.

Сколько времени нужно, чтобы убрать щербинку?

Длительность лечения зависит от степени сложности патологии, возраста пациента, выбранного метода лечения. Срок ношения брекет-систем составляет от 1 до 3 лет. Для коррекции винирами, композитным материалом достаточно 1 — 2 посещений врача.