Слизистая ретенционная киста

Слизистая ретенционная киста проявляется в виде небольших мягких «шариков», образующихся  под слизистой оболочкой полости рта. Представляет собой капсулу из соединительной ткани, заполненную полупрозрачным содержимым с голубоватым оттенком. Имеет четкие границы и слегка возвышается над мягкими тканями, поэтому ее можно обнаружить и самостоятельно. Как правило, киста образуется на нижней губе из-за ее частого надкусывания, но может локализоваться также на слизистых щек, на нижней поверхности языка или на небе. Это доброкачественное образование, которое возникает как у женщин, так у мужчин вне зависимости от возраста. Однако киста имеет тенденцию к разрастанию и с течением времени начинает доставлять дискомфорт, поэтому врачи рекомендуют не затягивать с ее удалением.

Основные причины

Киста развивается по причине того, что выводной канал малой слюнной железы закупоривается, и в ней начинает накапливаться жидкость. Этот проток очень мал и уязвим, поэтому повредить его легко. Больной не чувствует ни боли, ни особого дискомфорта, пока накапливаемая из-за закупорки жидкость (слюна) многократно не увеличивает размеры железы. В результате киста может доходить в диаметре до 1.5-2 см. В некоторых случаях ее оболочка может прорываться, но впоследствии киста образуется повторно.

Таким образом, самым главным провоцирующим фактором являются механические повреждения и травмы, к которым относятся также термические ожоги. Спровоцировать кисту может целый ряд факторов: часто употребление слишком горячей и острой пищи, ковыряние в зубах зубочистками, закусывание губы, чрезмерное курение, ношение неудобных зубных протезов и брекетов. Если травмирование постоянное, то это первый шаг к тому, что будет поврежден выводной канал слюнной железы. К образованию слизистой ретенционной кисты могут привести и физиологические факторы – атрофия протоков и некоторые врожденные патологии.

Соответственно, профилактика кисты заключается в избавлении от вредных привычек и предотвращении травм и ожогов. Необходимо также соблюдать гигиену полости рта, вовремя приходить на профилактические осмотры после лечения и протезирования зубов, посещать стоматолога для шлифовки острых краев зубов. Все эти несложные рекомендации позволят избежать образования кисты.

Диагностика и лечение

Определить кисту можно как визуально, так и при пальпации. При надавливании «шарик» исчезает, но через короткое время появляется вновь.  Однако для подтверждения диагноза и исключения подозрения на злокачественное образование проводятся дополнительные мероприятия. Это, в частности, зондирование протока железы, УЗИ железы и сиалография – рентгенологическое исследование слюнных протоков. Для постановки окончательного диагноза проводят гистологию материала, взятого после удаления кисты.

Наши врачи категорически не рекомендуют заниматься самолечением, пытаясь проколоть кисту, прижечь ее или выдавить содержимое. Это может привести к более серьезным последствиям – к проникновению инфекции, воспалению, образованию спаек. Лечение слизистой ретенционной кисты сегодня достаточно эффективно, поэтому лучше сразу обратиться к врачу, который выполнит ее хирургическое удаление. Сама процедура носит название цистэктомия и заключается в полном удалении кисты и ее содержимого из мягких тканей под местной анестезией. Для этих целей используются как традиционные, так и более современные методы. К традиционным относится удаление обычным скальпелем, однако могут применяться также лазер, ультразвуковой или радиочастотной скальпель.