Методы удаления нерва в зубе

Пульпа — это пучок сосудов и нервных окончаний, отвечающих за кровоснабжение и минерализацию зуба. Именно пульпу обычно называют зубным нервом, который при возникновении воспалительных процессов вызывает острую боль, вынуждающую пациентов обращаться в экстренную стоматологию.

Показания к удалению нерва

После удаления нерва (депульпирования) зуб фактически умерщвляется, из-за чего темнеет и становиться хрупким, поэтому дантисты по возможности стараются излечить пульпу терапевтическими методами, но есть случаи, когда без ампутации нерва не обойтись.

Показаниями для обязательного депульпирования считаются следующие ситуации:

— неправильное положение зуба или его травматическое повреждение,
— глубокий кариес, поразивший основную часть зуба и его корни,
— низкая посадка коронок,
— невозможность проведения лечения зуба без вскрытия пульпы,
— воспаление пульпы или периодонта,
— анатомические особенности зуба: большая пульповая камера, значительное отклонение оси зуба от естественного положения.

При удалении зубного нерва используются следующие методы:

— витальная экстирпация, подразумевающая полное удаление пульпы у пациента, находящегося под воздействием местной анестезии,
— девитальная ампутация, при которой производится частичная мумификация нерва посредством особого препарата,
— диатермия (диатермокоагуляция), во время которой происходит умерщвление пульпы при помощи электрического разряда, после чего врач удаляет нежизнеспособный нерв.

Витальная экстирпация

Эта методика позволяет пациенту избавиться от больного нерва за одно посещение стоматологического кабинета. Применение витальной экстирпации возможно при остром или хроническом пульпите в зубе с хорошо проходимыми каналами. Депульпирование витальной экстирпацией происходит в 10 этапов, во время которых производится антисептическая обработка прилегающих зубов, введение анестетика, зачистка больного зуба от кариеса, раскрытие пульпы и ампутация нерва, после чего зуб пломбируется. Вся процедура занимает не более 2 часов, но требует тщательной предварительной подготовки и диагностики зуба.

Девитальная ампутация

Девитальная ампутация в современной медицине практически не используется, поскольку сопряжена с множественными осложнениями и возникновением некротических явлений в нервах, находящихся в непосредственной близости от удаленной этим методом пульпы.

Диатермокоагуляция

Суть диатермокоагуляции заключается во введении микроскопического электрода в полость пульпы и подаче небольшого заряда тока, который умерщвляет нерв и прижигает образовавшуюся рану. Диатермокоагуляция требует минимального вмешательства врача в челюстную кость, поэтому процедура депульпации происходит практически бескровно. Изредка появление кровотечений встречается при удалении нерва из больших коренных зубов.

После удаления зубного нерва на протяжении нескольких дней многие пациенты испытают болезненные ощущения, возникающие при смыкании челюстей или при попадании в полость рта горячей или холодной пищи. Боль купируется анальгетиками и не требует дополнительного лечения.

Благодаря квалифицированному лечению депульпированный зуб способен прослужить несколько лет, особенно если впоследствии был покрыт коронкой.